История развития железных дорог в России
Сегодня РЖД — уникальная транспортная система, которая охватывает всю страну. Технические параметры неплохие: длина главных железнодорожных путей составляет 126 тысяч километров с небольшим, около 40 000 км установлено электрофицированных линий, примерно столько же — двухпутных линий. Отечественные подвижные составы позволяют перевозить грузы весом до 12 000 тонн. Впечатляет? Так было не всегда.
С чего все начиналось
История российского железнодорожного транспорта началась примерно в середине шестнадцатого века. «Прародители» рельсовых путей впервые появились на рудниках, угольных шахтах, на территории карьеров — песчаных, каменных. В те времена дорога была представлена протяжными лежнями из брусьев: такие лежни оказались более удобными для лошадей с тяжелыми грузами, чем обычные проселочные дороги. Однако деревянные брусья при активной эксплуатации довольно быстро изнашивались, что приводило к «авариям» — повозки сходили с пути. Для увеличения срока эксплуатации лежней дороги стали укреплять железом, а двумя веками позже — и листами из чугуна. Кроме того, лежни со временем стали оборудовать закраинами, которые не позволяли повозкам съезжать с путей.
Первая рельсовая чугунная дорога появилась в 1778 году — на территории Петрозаводска. Это была достаточно короткая дорога, всего 160 м, при этом колея была узкой, а рельс — угловым.
Наиболее стремительное развитие железнодорожного транспорта в стране происходило в XIX веке. В 1808 году была построена конно-чугунная дорога, длина которой составляла уже два километра. А к 1913 году километраж железных рельсовых дорог превысил отметку в 70 000 км. Однако в те времена пути строились неравномерно, хаотично. Большая часть рельсовых дорог была построена в европейской части страны, на окраинах дела шли намного хуже.
Что касается локомотивного парка, то в те времена мощность паровозов не превышала отметки в 500-600 лошадиных сил, грузоподъемность вагонов была также мала — до 15 тонн.
Железные дороги в России сегодня: стратегия развития
В 2008 году российское правительство утвердило концепцию, которая касается совершенствования ж/д инфраструктуры России — методы расписаны аж до 2030 года. Стратегия включает в себя описание комплекса мероприятий по развитию уже существующих рельсовых дорог и созданию новых, по принятию новых требований для локомотивов и вагонов. Программа была разделена на два этапа. Первый этап закончился в 2015 году, после чего был запущен второй. До 2030 года планируется ввести более, чем 20 000 км дорог. Если все запланированные мероприятия будут выполнены, то к сроку реализации проекта общая протяженность рельсовых путей вырастет на 25%.
Пока же ситуация в железнодорожной отрасли в России выглядит не слишком привлекательно: действующий подвижной состав не способен увеличить грузооборот, при этом нередко способствует возникновению аварийных ситуаций. Большое количество ж/д станций и вокзалов нуждаются в ремонте. Но изменения все же есть — и речь не только о строительстве новых дорог, но и об обновлении подвижного состава, пусть пока и на наиболее востребованных маршрутах.