Сегодня любой ребенок знает, что поезда ездят по рельсам. Именно рельсы принимают себя всю нагрузку от составов, которые передвигаются по железнодорожному пути, и передают эту нагрузку на шпалы. Именно рельсы направляют локомотив в нужную сторону. Именно рельсы на участках с автоматической блокировкой проводят сигнальный ток. Или обратный тяговой, если необходимо использовать электротягу.
Рельсы подвергаются огромным эксплуатационным нагрузкам, а потому они просто обязаны быть надежными, прочными, износостойкими, твердыми, устойчивыми к ударным и динамическим нагрузкам. Поэтому при изготовлении рельсов используется углеродистая сталь, характеризующаяся максимальной прочностью.
Используются рельсы в самых разных сферах: это портовая инфраструктура, угольные шахты, горнодобывающая промышленность, строительная сфера, складские площадки промышленных предприятий и, конечно, транспортная железнодорожная структура.
О разных видах и классификациях ж/д рельсов, особенностях
В зависимости от особенностей конструкции рельсы могут быть узкоколейными (характеризуются маленьким расстоянием между двумя соседними колеями), ширококолейными, стрелочными, крановыми, звеньевыми, бесстыковочными, соединительными. Каждый вариант имеет свои особенности. Наиболее востребованы сегодня широко- и узкоколейные рельсы, а также крановые — направляющие, представляющие собой металлические балки со специальным сечением, предназначены для передвижения подъемных конструкций, способны выдерживать максимальные нагрузки. Остальные варианты используются при решении узкоспециализированных задач — например, если нужно повысить безопасность передвижения составов.
В нашей стране производство ж/д рельсов регламентируют соответствующие государственные стандарты.
В зависимости от разных критериев, все многообразие рельсов можно разделить на различные категории. Например, если за отличительный признак принять категорию качества, то можно выделить рельсы серии Н (нетермоупрочненные), А (способные выдерживать большие нагрузки), Т1 и Т2 (термоупрочненные), В (термоупрочненные максимального качества). Если делить рельсы на группы на основании отсутствия или наличия болтовых отверстий, то стоит выделить две групп — рельсы без отверстий и с отверстиями на концах. По методу выплавки стали выделяют рельсы М (выполнены из мартеновской стали), К (изготовлены из конвертерной стали), Э (использовалась электросталь). Вид исходных заготовок делит рельсы на элементы, выполненные из непрерывно-литых заготовок и из слитков.
Продолжать этот список можно достаточно долго, выделяя в качестве отличительных признаков различные характеристики рельсов. Но и вышеприведенных примеров вполне достаточно для того, чтобы убедиться: на современном рынке железнодорожные рельсы представлены столь большим выбором разных видов и категорий, что под любые требования, запросы, нужды можно подобрать оптимальный вариант.