Для того, чтобы локомотив с вагонами мог перейти с одного ж/д пути на другой, используется стрелочный перевод.
Конструкция стрелки достаточно проста: она представлена парой рамных рельсов, парой остряков, направляющих локомотив на определенный путь (основной или дополнительный), а также специальный механизм перевода. За соединение остряков отвечают поперечные тяги: именно с их помощью один элемент максимально блики прилегает к первому рамному рельсу, а второй отстраняется от рельса на ширину, чтобы поместились колесные гребни. Чтобы перевести остряки из исходного состояния в конечное, применяются стрелочные приводы — либо через тягу, либо через две, когда речь идет о пологих переводах с элементами-остряками большой длины. За запирание остряков в определенном положении, за контроль над плотным прилеганием остряков к рамным рельсам отвечает специальное устройство.
Элементы пути, которые предназначаются для пересечения рельсов под углом, называются крестовинами. Есть крестовины без подвижных составляющих — по ним состав может двигаться в любое время и по любым рельсовым колеям. Есть также крестовины с подвижными частями — их необходимо переводить вместе со стрелками: двигаться состав может только по колее, на которую перевели крестовину. Последний вариант является более дорогим, как в плане производства, так и в плане эксплуатации, однако у него есть неоспоримые достоинства: крестовины с подвижными частями дают возможность обходиться без контррельсов, соответственно, без разрывов в определенных местах (такая проблема есть у менее дорогих и менее сложных крестовин без подвижных элементов) — все это приводит к тому, что состав проходит через участок со стрелочным переводом максимально мягко и плавно, а ударные нагрузки сведены в данном случае к минимуму (а это бывает критически важно как при перевозке людей, так и определенных типов грузов).
Конфигурации переводов стрелок и их особенности
Несколько слов стоит сказать про конфигурации ж/д переводов стрелками:
- одиночные. Один ж/д путь делится на два. Могут быть обыкновенными (прямолинейными), симметричными и не подразумевающими симметрию. Симметричные характеризуются направлениями, которые от определенной линии откланяются с одинаковой скоростью и под одинаковыми углами. Это оптимальный вариант, если речь идет о необходимости перевода железнодорожного транспорта в стесненных условиях;
- двойные. Подразумевают тесное соседство двух стрелок и разделение одного пути на три. Представлены вариантами с сохранением симметрии и без нее;
- перекрестные. Находятся в месте, как понятно из названия, пересечения двух ж/д путей. В эту группу входят одиночный перевод с двумя комплектами остряков и двойной с четырьмя комплектами;
- сбрасывающая стрелка. По умолчанию стрелка направлена на сброс — используется для остановки случайно «убежавшего» состава. Стрелка переводится на замыкание пути при подготовке маршрута прибытия или отправления поезда.
Наиболее востребованы сегодня одиночные стрелочные переводы обычного типа. Иногда можно встретить двойные перекрестные переводы. Остальные варианты из-за высокой сложности устройств и использования практически не используются.